Главная » Статьи » Это интересно!

тренинг креативного мышления

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

города Котовска Тамбовской области

 

ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Никульшина В.В.,

педагог-психолог

Программа:

1.Организационный момент – 2-3 минуты.

3.Работа со сказкой – 20 минут.

·        Вводная – 1-2 минуты.

·        Работа в группах – 10  минут

·        Рефлексия –  7 - 8 минут.

3. Подведение итогов – 6 -7 минут.

·        Технология проведения группового упражнения «Сумочки» и техники «Аквариум»дождь»

·        Упражнение «Австралийский

Материалы:

·        столы, стулья, компьютер, экран

·        презентация

Ход тренинга

1.     Организационный момент.

(Участники тренинга занимают места за 2-3 столами, в зависимости от количества присутствующих. Так уже заранее формируются микрогруппы. Три первых участника получают специальную инструкцию от ведущего и занимают места за разными столиками.

Инструкция экспертам

    На нашем тренинге вам предстоит поработать экспертами.  Ваша задача внимательно наблюдать за действиями какой-то одной группы. Наблюдайте за тем, что делают участники во время выполнения этого упражнения, чтобы затем мы могли подробно обсудить это. Отмечайте творческие решения, предложенные в группах. Отметьте, насколько быстро или медленно была решена задача в различных группах. Отметьте появление неформальных лидеров. Определите циклы строительства, разрушения и реконструкции и т. д. Просто наблюдайте).

Приветствие ведущего. Объяснение правил работы и регламента тренинга.

2.     Работа со сказкой

Вводная.

     В некотором царстве, Российском государстве, жила-была школа. Самая обычная, типичная государственная школа. И был в этой школе Совет.       Основной силой Совета были дети и взрослые,  которые непосредственно его создавали. Но время шло, и ребята из 9-го перешли сначала в 10-й, а потом и в 11 класс и, наконец, закончили школу.  

     Как водится, назначили новые выборы представителей с 7 по 10 классы  и  придумали  ещё один путь, с помощью которого ученик мог попасть в Совет – «БОЛЬШУЮ ПЯТЁРКУ». Прямым тайным голосованием выбрали пятерых самых авторитетных ребят. В «Большой пятёрке» оказались школьники из 9-х, 10-х и 11-х классов. Эта последняя процедура встряхнула школу, всем было интересно, кто же окажется в числе самых-самых. Естественно, что к моменту  объявления состава Совета и его первого сбора  эти пятеро были наиболее замотивированы на работу (как-никак, оказано доверие всей школой).

     Дальнейшая ТАКТИКА  педагогов сказочной школы состояла в том, чтобы делать всё не так, как было в прошлом году, а СТРАТЕГИЯ  - в том, чтобы создать сплочённую, единую команду, готовую коллективно ставить цели и достигать их. И тогда педагоги придумали…

     На этом сказку прервём и поработаем в группах.

     Работа в группах.

Инструкция участникам групп. 

     Вы  - участники того самого первого заседания вновь выбранного совета. И вам сейчас предстоит принять участие в одном упражнении, которое помогло педагогам начать работу по формированию сплочённого и активного органа самоуправления.

    Прошу вам достать свои сумочки …Проверьте, хорошо ли они закрыты… Поставьте свои сумочки на стол перед собой…  А сейчас  начните передавать сумочки по кругу против часовой стрелки  до команды стоп…   Рассмотрите свою новую сумочку  как следует… Обратите внимание на цвет, форму, дизайн…  Возьмите её в руки… Что  вы чувствуете?..  Есть ли некоторое ощущение неудобства?.. Хочется ли вам ослабить это ощущение?..

     Если вы помните, тактика педагогов волшебной школы состояла в том, чтобы усовершенствовать   работу совета. Усовершенствование подразумевает изменения,  а изменения почти всегда приносит дискомфорт.

Наибольшее неудобство причиняет то, о чем мы думаем слишком много; просто начните действовать, и ощущение дискомфорта значительно ослабнет

     Поэтому не будем обращать  внимания на дискомфорт и приступим к дальнейшей работе.     Сейчас я объявляю соревнование: какая команда за  4 минуты построит из сумочек самое высокое сооружение. Победитель определяется путём измерения расстояния от поверхности стола до высшей точки любой сумочки.

    Внимание, начали!

     Прошу участников сделать фото на память, разобрать свои сумочки и продолжить работу в общем кругу.

     Рефлексия

    Предлагаю участникам некоторое время посвятить анализу выполнения упражнения:

·        какие чувства вы испытываете?

·        трудно или легко было выполнять упражнение?

·        насколько активна была группа в целом и отдельные её участники?

·        что получилось и что не очень?

·        на что направлено это упражнение?

·        плюсы и минусы такого вида деятельности?

      Если вы обратили внимание, среди присутствующих были люди, которые не принимали участие в выполнении упражнения. У них была своя задача: они наблюдали за всем происходящим с позиции экспертов. Давайте послушаем их мнение.

3.     Подведение итогов тренинга.

     Выполнение задания с сумочками укрепляет команду. Вы ведь  не знали, что вас попросят построить сооружение из сумочек, но мы  постепенно подготавливали вас к этой идее. Это может быть хорошей стратегией при осуществлении инновационных идей. В качестве стимульного материала можно использовать ручки, дневники, телефоны, даже обувь. 

     При поиске решений часто полезно использовать самые неожиданные предметы. (Например, я однажды видела, что группа соорудила нечто похожее на дымоход из папок с материалами семинара, и затем заполнила этот дымоход, поставив сверху сумки.  Всегда кто-нибудь снимает ремень, чтобы что-то к чему-то привязать, и т.д.

     Инновации часто происходят через циклы проб и ошибок, когда построенное разбирают, пробуют сделать иначе, и т. д. Редко бывает, когда люди просто сидят, думают о проблеме и вырабатывают решение в уме. Действие стимулирует мышление. Мыслительные процессы, задействованные в наиболее креативных подходах, часто сочетают в себе несколько идей и понятий.

      Мы познакомили вас только с одним упражнением, развивающим креативное мышление и одновременно решающим задачи сплочения коллектива и формирующим навык работы в группе.

     В работе тренинга мы применили и технику  «Аквариум». Она очень информативна для тех педагогов, которые хотят узнать уровень сплочённости и самостоятельности группы, выявить лидеров, активных и пассивных участников, наличие или отсутствие конфликтов в группе и т.д. Иногда в этой технике полезно поработать и самим подросткам.

     Технология проведения упражнения «Сумочки» и техники «Аквариум» представлены на слайдах и доступны для скачивания в конце тренинга.

     А сейчас вернёмся к нашей сказке.  

   Второе нетрадиционное заседание совета в сказочной школе состоялось… ночью. И я там была, мёд и чай пила, по усам не текло, а в голову кое-что запало. Технология же подготовки и проведения ночного заседания Совета рассказывает уже совсем другая сказка.
Категория: Это интересно! | Добавил: Самыйглавныйактивист (12.03.2014)
Просмотров: 845 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]