В школе № 4 уже более 10 лет существует детско-юношеское объединение «Я + Мы», активисты которого задействованы в различных видах деятельности. Ежегодно ребята принимают участие и завоевывают призовые места в городских и областных конкурсах СДО. По-прежнему в школе № 4 успешным остается социальная деятельность. Это волонтерская работа, социальная реклама, социальное проектирование. В школе активистами ежегодно организуются акции «Карандаш», «Милосердие», «Апельсин». Социальный ролик «Живи ярко!», снятый активистами объединения завоевал 1 место в областном конкурсе «Репортер», а так же 2 место в международном конкурсе «Детство без границ». В 2011 году проект «Театр для каждого» получил поддержку в областном конкурсе социального проектирования, а в апреле 2012 года проект «Вежливый маршрут» занял первое место в областном конкурсе школьных социальных проектов.
Через участие в проектах, конкурсах, мероприятиях союза детских объединений Борисоглебского городского округа и ВРОО «Содружество детских организаций», ребята овладевают организаторскими, коммуникативными, лидерскими качествами. Такая работа позволяет развить в ребенке творческие, организаторские, умственные способности. Эта деятельность способствует формированию всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией, самовыражению, психологическому раскрепощению ребенка. Так же занятия в детском объединении формируют крепкий, дружный коллектив, прививают навыки работы в группе, учат школьников умению слушать друг друга.
Актуальность данной программы для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, общительностью, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал активиста объединения, обогатить его словарный запас, сформировать нравственно - эстетические ценности.
Новизна программы заключается в новом направлении деятельности – «Мы вместе». Это направление позволит ребятам подружиться с другими детскими объединениями города, обменяться и поделиться опытом со сверстниками, набраться новых идей. Так же школьники смогут найти новых друзей.
Ребятам будет отведена большая роль в организации работы своего детского объединения. Роль педагога заключается в грамотном и вежливом исправлении ошибок, направлении детей в нужное русло. Так же в программу деятельности детского объединения включено большое количество развивающих игр, что делает занятия яркими, насыщенными.
Программа включает в себя шесть направлений: «Аниматор», «Семья», «Мы вместе», «Поколение-21», «Беспокойное сердце», «Свой голос».
Цель: Создание условий для дальнейшего формирования и развития лидерских, организаторских, коммуникативных и творческих способностей у членов детско-юношеского объединения.
Задачи:
· Сформировать навыки общения, лидерские, организаторские способности;
· Привить основы управления и самоуправления;
· Привить навыки коллективной творческой и социально-значимой деятельности;
· Сформировать навыки проектной деятельности;
· Сформировать активную гражданскую позицию;
· Содействовать развитию детской прессы;
· Научить ребят ставить цели и достигать их;
· Дать обучающимся новые знания и научить применять их на практике;
· Создать благоприятную эмоциональную атмосферу на занятиях для самовыражения и самореализации обучающихся;
· Воспитать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для школьников 5 – 11 классов. Участниками программы являются члены детско-юношеского объединения «Я + Мы».
Методическое обеспечение программы:
В ходе реализации программы вожатой используются следующие методы:
· Репродуктивный;
· Иллюстративный;
· Проблемный;
· Наблюдение;
· Упражнение;
· Объяснение;
· Игра.
Реализация программы предполагает следующие формы работы:
· Теоретические и практические занятия;
· Индивидуальные, групповые, коллективные занятия;
· Праздники, конкурсы и фестивали;
· Школы актива;
· Работа проектных команд;
· Творческие вечера, гостиные.
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами:
· принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям);
· принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся);
· принцип междисциплинарной интеграции (получение знаний в смежных дисциплинах);
· принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на раскрепощение личности ребенка).
Материально-техническое обеспечение:
· Помещение для занятий;
· Музыкальный центр или магнитофон;
· Видео и аудио – материалы;
· Проектор и компьютер;
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы детского объединения учащиеся должны:
Иметь понятие:
· Об основных направлениях деятельности Союза детских объединений;
· О методиках проведения мероприятий, конкурсов, игр, КТД;
· О правах и обязанностях активиста объединения.
Уметь:
· Разрабатывать, организовывать и реализовывать различные мероприятия;
· Ставить цель и достигать ее;
· Презентовать себя, выражать свою точку зрения;
· Работать с младшим звеном.
Приобрести навыки:
· Организации коллективной работы;
· Общения в коллективе;
· Коллективного творчества;
· Нестандартного мышления.
Программа деятельности детско-юношеского объединения «Я + Мы» имеет следующие направления работы:
1. Аниматор – в основе направления лежит организация досуга членов объединения и остальных учащихся школы. В рамках реализации направления будет создан отряд аниматоров. Особое внимание будет уделяться обучению методики организации и проведения различных развлекательных мероприятий. Ребята будут разрабатывать и проводить мероприятия для младшего, среднего и старшего звена школы. Формы работы: игра, мозговой штурм, творческие вечера, утренники, стартины и т.д.
2. Семья – в основе этого направления лежит воспитание положительного отношения к институту семьи через привлечение родителей к деятельности детского объединения. Участвуя в делах объединения, родители смогут не только поделиться своим опытом, но и приобрести опыт у своих детей. Такая работа позволит укрепить отношение не только внутри семьи, но и межсемейные связи. Формы работы: совместные экскурсии по городу, игры, конкурсы рисунков, фотографий, сочинений, праздники.
3. Мы вместе – подразумевает развитие и укрепление отношений между объединениями-соседями. Данное направление включает как и традиционные дела по налаживанию дружеских отношений с объединениями-соседями (фестиваль «Песни друзей», участие в реализации социальных проектов других объединений, День рождения детского объединения), так и новые мероприятия (городской конкурс проектов детских объединений). Так ребята смогут развить свои коммуникативные навыки, приобрести новый опыт и знания. Формы работы: разработка и реализация проектов, фестивали, конкурсы, мастер-классы, школы актива.
4. Поколение-21 – работа в этом направлении должна способствовать развитию лидерских и организаторских качеств учащихся. Для этого в течение года активисты будут проходить обучение проектной деятельности, способам организации мероприятий различного уровня и направленности. Будут учиться целеполаганию. Традиционным для этого направления является конкурс «Лидер 21 века», участвуя в котором ребята не только развивают свои лидерские, коммуникативные качества, активную жизненную позицию, учатся презентовать себя, но и обмениваются опытом с активистами других объединений. Формы работы: конкурс «Лидер 21 века», дискуссионные клубы, дебаты, мастер-классы, самопрезентации и т.д.
5. Беспокойное сердце – в основе этого направления лежит добровольческая и волонтерская деятельность. В рамках данного направления детским объединениям предлагается уделить особое внимание детям – инвалидам, которые нуждаются в общении со сверстниками и пожилым людям. В рамках реализации направления планируется создание постоянного мобильного волонтерского отряда, который будет частично обновляться 1 раз в год за счет вновь прибывших в ряды детского объединения. Формы работы: волонтерские рейды по уборке территорий, концерты, творческие мастерские, акции.
6. Свой голос – в основе этого направления лежит популяризация журналистики в детской среде. Для этого активистами будет организован клуб «Юных журналистов», члены которого будут активно сотрудничать со школьной газетой, освещать деятельность своего объединения на странице в Интернет, а так же участвовать в конкурсах и фестивалях детской прессы. Такая работа сформирует у ребят умение грамотно выражать свои мысли, обогатит их словарный запас. Формы работы: живая газета, мастер-классы, конкурсы.